Фото:
Слово и Дело
Направить гиперзвуковую ракету не в космос, а из Нью-Йорка в Сидней. Время в пути составит 32 минуты. С такой инициативой выступил Илон Маск, основатель компании SpaceX. Американский инженер выступил с радикальной идеей использовать гиперзвуковой авиатранспорт в массовой авиации — и это после провала подобного проекта сверхзвуковой авиации, которая, по сравнению с задумкой Маска, уже существует и обходится в разы дешевле, но по-прежнему не окупилась.
Конечно, проект предпринимателя заметно отличается от его коллег. Он, на первый взгляд, предусматривает окупаемость полетов, а также варианты эксплуатации ракет в связи с возможным простоем. Например, по словам Маска, на борту за один рейс можно будет перевозить до 853 пассажира. Так, при себестоимости одного рейса $1,05 миллионов, билет на гиперзвуковой авиатранспорт будет стоить $1,3 тысяч, что в два с половиной раза дороже билета на обычный перелет в эконом-классе. Небольшая разница в цене при невероятной экономии времени.
Однако подобная идея возникала и в случае со сверхзвуковой авиацией. И проектировщики учли, что в основном экономия времени наиболее актуальна для клиентов класса бизнес, которые пребывают в меньшинстве. Основная же масса пассажиров предпочитает провести длительное время в полете, при этом сэкономив на билетах.
Хотя Илон Маск предусмотрел и этот сценарий: чтобы избежать простоя, ракеты можно переориентировать на колонизацию Марса, промышленное освоение Луны или доставку в космос спутников. Хотя учитывая, что задуманный масштаб производства направлен на изготовление тысячи ракет, не совсем понятно, зачем может понадобиться такое их количество на Луне или Марсе.
«Чтобы фантазировать, не обязательно быть Илоном Маском», — отмечает эксперт комитета по транспорту ГД РФ Роман Гусаров. — «Мы знаем много писателей-фантастов, чьи невероятные идеи так и не воплотились в жизнь, оставшись лишь плодом воображения».
Источник: ФБА «Экономика сегодня» —
По словам авиаэксперта, будущее у этого проекта, безусловно, есть. Но очень и очень далекое. Инновационные идеи и разработки американского инженера останутся его наследием далеким последователям, которые через несколько сотен лет смогут действительно внедрить их в постоянный оборот.
«Сверхзвуковая авиация нам подвластна — как достижение, мы этого добились, но на этапе эксплуатации она провалилась», — отмечает Роман Гусаров. — «До сих пор она технологически сложная, дорогая и коммерчески неэффективная».
Пока о существовании гиперзвуковых ракет сообщила только Россия. И то — военных ракет. Препятствий для внедрения гиперзвукового авиатранспорта в повсеместное применение масса. Например, никому до сих пор не удалось решить проблему мощности двигателей.
«На сегодняшний день не существует даже сверхзвуковых двигателей, которые могли бы поддерживать скорость несколько часов на протяжении всего полета», — объясняет авиаэксперт. — «Даже боевые самолеты выходят на сверхзвук на короткое время — 30—40 минут, когда происходит боевое соприкосновение».
Постоянный длительный полет на сверхзвуковой скорости — весьма сложная задача для двигателестроения. Они быстро изнашиваются и выходят из строя. Что говорить о гиперзвуке — пока технологически сложно создать серийные надежные экземпляры для долгой эксплуатации.
Второй момент — расход топлива. На скоростях выше звука такой колоссальный, что получается, самолет в основном везет не пассажиров, а само топливо. «Улетает в трубу со сверхзвуковой скоростью» — это про горючее, отнюдь не про транспорт. К тому же на такой скорости не стоит забывать о сопротивлении воздуха — из-за создаваемого трения фюзеляж сильно разогревается.
«Даже в носовой части знаменитых Ту-144 и «Конкорда» была температура более 100°С — раскалялся сам самолет в полете настолько, что он удлинялся на полметра или на метр», — напоминает Роман Гусаров. — «Специальным образом складывались коврики, чтобы после растяжения и последующего сжатия самолета ковровое покрытие не вставало буграми».
Источник: pexels.com
По словам авиаэксперта, самолет, передвигающийся на гиперзвуке, можно сравнить с раскаленным «летящим болидом». Космические капсулы разогреваются до 1000°С, но в случае с космическими объектами, их можно утяжелить толстым металлом, керамическим покрытием и любым другим материалом, так как технология «взлета» совершенно иная, чем у самолета, который должен оставаться легким.
«Такую «свинцовую гранату» ни один двигатель поднять не сможет», — уверяет Роман Гусаров. — «В итоге, мы имеем множество недоработанных сложных задач, которые решить в комплексе на сегодняшний день не представляется возможным».
Илон Маск, по мнению авиаэксперта, прекрасный оратор («болтун»). Даже многоразовый космический корабль, который он обещал миру, свидетельствует о том, что он не совсем в точности выполняет свои обещания. И его слова, его репутация и мировая известность, помогают государственным компаниям находить альтернативные пути финансирования через частных инвесторов.
«Какой это многоразовый корабль? Корабль оказался одноразовым, но возвращаемая капсула, в которой прибыли космонавты (все, что осталось от этого корабля), признана многоразовой», — приводит пример Роман Гусаров. — «В нашем государстве (еще бывшем СССР) только капсула приземлится — мы ее сразу в музей. А он планирует повторный запуск на другом одноразовом корабле».
В итоге, если повторный запуск удастся, к словам американского инженера не придерешься — но только инвесторы рассчитывали на то, что вся ракета полностью сможет прибыть на Землю для повторного использования.
Получается, что и новый его гиперзвуковой проект — это красивый пиар-ход для привлечения новых капиталовложений. Сегодня основатель SpaceX зарекомендовал себя, как честный человек и гениальный изобретатель, что идет на пользу и его, и правительственному бизнесу.
«У него хорошо получается собирать деньги для проектов. Илон Маск довольно эпатажная персона, он пиарится, чтобы привлекать инвестиции», — считает Роман Гусаров. — «В мире есть всего несколько крупных авиационных производителей: Boing, Airbus, в их число входит и российское производство, потому что мы были и остаемся великой авиационной державой с уникальными моделями самолетов».
Формально американский инженер преподносит SpaceX как первый частный космический проект. Однако все его полеты выполняются в интересах (и за деньги) либо NASA, либо Пентагона, уточняет авиаэксперт. Как и все проекты Илона Маска, предполагаемая гиперзвуковая модель будет инновационной, передовой. Но конечный результат, как и всегда, будет сильно отличаться от заявленного в начале.
Источник: rambler